Как убрать голос из песни в Adobe Audition и Sound Forge

В этой статье я расскажу всё, что вы хотели узнать о том, как убрать голос из песни (сделать задавку) - какими способами и каким софтом это делать, из каких треков вырезается лучше, а из каких даже не стоит пробовать и многое другое.

Все примеры я буду показывать в двух популярных аудио-редакторах: Sound Forge и Adobe Audition 3.0. Для тех же, кто пока не знаком с аудио-редакторами мы приготовили простой и удобный онлайн сервис удаления голоса .

Способ 1. Вычитание левого канала из правого

Это самый простейший и известный способ. Если голос вокалиста записан в обоих каналах с одинаковой громкостью, т.е. слышен по центру, а инструменты разнесены по панораме, то при вычитании стерео-каналов в идеале останется только "минусовка". Попробуем это сделать в Sound Forge. После открытия файла выбираем в меню Process - Channel Converter :

И ставим значения как показано ниже:

Исходник:

Результат:

Но не всё так просто - если в данном примере вокал удалось заметно подавить, то в большинстве других песен голос невозможно будет даже приглушить. Объясняется это тем, что часто вокал при записи обрабатывают стерео-процессорами, которые делают его "объёмным", а значит таким способом его вырезать не получится. Помимо этого часть инструментов может быть локализована там же где и голос исполнителя, например так:

При попытке его вырезать вы так же заглушите ударные инструменты, хотя некоторые минусовки делают именно этим способом, подбирая и дописывая близкие по звучанию инструменты.

Таким образом этот способ подходит только для очень небольшого числа фонограмм, в которых вокал чётко отделен от музыки по панораме или для тех, кого не волнует качество звука.

Теперь все тоже самое, но на примере Adobe Audition.

Если у вас более старая или новая версия и вы не можете найти Стерео микшер, то он может находится в Amplitude and Compression (в разных версиях может называться по-разному).

Результат вы услышите такой же как и в Sound Forge. Однако у Audition намного больше возможностей, в частности в нём есть уже встроенный плагин Center Channel Extractor, который мы сейчас подробно рассмотрим.

Способ 2. Center Channel Extractor

Вместо примитивного вычитания стерео-каналов этот плагин разбивает звуковую дорожку на множество фрагментов (т.н. окна), в каждом из которых определяются сходные по громкости для обоих каналов частоты, что позволяет сохранить стерео-образ, но при этом часто меняется характер звучания в худшую сторону, что заметно даже на самой дешёвой акустике.

Находится этот фильтр в менюEffects - Stereo Imagey. Это в версии 3.0. Если у вас 1.5. то он должен находится в меню Favorite. если не найдете, то пишите в комментариях.

Для примера вользмём трек El Pasador - Amada Mia Amore Mio:

Открываем Center Channel Extractor :

В примере основной вокал вы слышите чётко справа, поэтому его не составит труда вырезать. Если у вас нет желания заниматься настройкой, то можете попробовать готовые предустановки (Presets), но я рекомендую подбирать свои параметры для каждого трека.

После обработки получится примерно следующее:

Назначение параметров:

Extract Audio From – задает расположение вокала: в центре, слева, справа, в противофазе или выборочно.

Frequency Range – диапазон частот, в котором будет работать фильтр.

Male Voice – мужской голос, Female Voice – женский голос, Bass – только басы, Full Spectrum – полный спектр. Чтобы задать диапазон вручную, выберите Custom. Подбирая диапазон, можно максимально аккуратно удалить вокал, сохранив качество исходной фонограммы.

Center Channel Level – ползунок, задающий степень удаления вокала. Чем меньше значение - тем тише будет вокал.

Volume Boost Mode – режим усиления громкости.

Далее в Descrimination Settings находятся более точные настройки фильтра:

Crossover – "охват" по стерео-панораме. Чем больше значение - тем более точно будет вырезан центр, и наоборот - чем меньше, тем сильнее будет задавлен вокал, но при этом можно заодно захватить инструменты, локализованные близко к центру.

Phase Discrimination – обычно хорошо работают значения от 2 до 7.

Amplitude Discrimination – оптимальное значение от 0,5 до 10.

Amplitude Bandwidth – полоса пропускания. Рекомендованные значения:

от 1 до 20.

Последние четыре параметра наиболее важные, именно от них зависит качество удаления вокала в каждой конкретной фонограмме. И подбирать их нужно очень аккуратно, не стоит ничего выкручивать на максимум, как только вокал заметно отошел на задний план - нажимаем OK.

Spectral Decay Rate – спектральная скорость затухания. Слишком низкое значение иногда может сделать звучание неестественным (но обычно хорошо работает и 0%, а многое зависит от значений дискриминаторов), слишком высокое - привносит эффект реверберации.

FFT Size – размер FFT-фильтра. Оптимальное значение 8192 или 16384. Более низкие значения могут сделать звук "булькающим".

Overlays – определяет количество FFT окон, которые пересекаются. Высокие значения могут сделать звучание "размазанным". Низкие значения наоборот могут давать "бульканье" и шумы. Опитмальное значение в районе 6-10.

Interval Size и Window Width – два связанных параметра, устанавливающих интервал времени (в миллисекундах) между FFT-окнами. Оптимальное значение зависит от FFT Size, для значения 8192 хорошо работает 100%.

Способ 3. iZotope Vocal Eraser

Данный плагин работает только в Sound Forge. После установки он должен появится в меню FX Favorites. а если его там нет, то откройте пункт Organize. затем в появившемся окне Plugins - VST найдите этот плагин и перенесите его в FX Favorites .

Не смотря на красивый дизайн, качество работы плагина ничуть не хуже, чем у Audition, а иногда даже лучше.

Всё портит только небольшое количество настроек. Например, локализацию голоса можно указывать только в градусах, хотя чаще требуется в процентах по громкости. Частотный диапазон вручную вообще никак нельзя настроить. Но зато разобраться в нём очень легко, я на всякий случай напишу назначение каждого из параметров:

Remove Vocal - удалить вокал, Keep Vocal Only - оставить только вокал.

Suppression - степень подавления вокала.

Vocal Panning - локализация вокала. Если он слева - то и ползунок ставим в крайнее левое положение. Всё логично, но настройка малополезная, из-за того, что значение устанавливается только в градусах.

Stereo Width - ширина стерео-панорамы.

Vocal Type - отвечает за частотный диапазон и возможно за какие-то другие параметры, нужно уточнять у разработчиков плагина.

Quality - ставим только Full

Method - меняет характер звучания подобно FFT Size и Interval Size в Center Channel Extractor. Sharp дает более четкий, но "булькающий" звук, Smooth - наоборот, более размытый.

Больше что-то особенное сказать об этом плагине нельзя.

Способ 4. Вычитание акапеллы из трека

Самый качественный на сегодняшний день способ, но и самый недоступный, поскольку подходящие акапеллы можно найти не всегда. Для того чтобы полностью убрать голос, нужно найти оригинальную акапеллу, т.е. запись, в которой есть только вокал. Очень важно, чтобы она была идентичная по качеству треку (плюсовке) из которого нужно вырезать вокал. Малейшая нестыковка не позволит получить минусовку просто вычитанием. Подробнее об акапеллах, где их брать и о том, что делать если не получается вычесть акапеллу из трека читайте здесь .

Показывать буду на примере Queen - The show most go on и только в Adobe Audition.

Имеется плюс и акапелла:

Сначала нужно перейти мультитрек нажав F12 и перетащить туда оба файла:

Далее нажимаем fx и ставим Channel Mixer из раздела Stereo Imagery :

Параметры ставим точно такие же, как показно здесь:

Тем самым мы меняем фазу у одной из дорожек, т.е. звуковые волны будут гасить друг друга. Но для этого акапеллу нужно синхронизировать c плюсовкой, как это делается смотрите здесь. Результат такой:

Но замечу, что такая минусовка у вас получится в очень редких случаях и только при условии, что обе записи были изначально в несжатом формате либо сжатом без потерь (APE, FLAC и т.д.). MP3-шки здесь не подойдут.

Выводы

Ни один плагин не удалит вокал в 100% случаях. Идеальные условия, а именно "вокал по центру, музыка в стерео" бывают редко, как правило вы сможете только приглушить вокал вместе с ударными, а такие "минусовки" пригодны разве, что для караоке и то не всегда. Поэтому были придуманы другие способы, например минусовку можно нарезать из тех мест, где нет голоса исполнителя. О более продвинутых способах рассказывается в нашей рубрике Статьи и видеоуроки

Источник: x-minus.org

Категория: Безопасность

Похожие статьи: