Мониторинг доступности сайта и проверка аптайм сайта (uptime) как необходимость ухода от потерь

Дорогие друзья, пока Яндекс придумывает, как ужесточить возможность воздействия на искусственное продвижение сайта, давайте подумаем над эффективностью работы того, что уже есть. В предыдущих статьях я уже обращал внимание на контент, как один из важнейших факторов ранжирования на сегодняшний день и даже показывал заманчивое предложение от GodsOfContent. Сегодня мы поговорим о том, что чаще всего многими игнорируется или забывается, хотя это АЗЫ продвижения сайта – доступность сайта.

Доступность сайта на первый взгляд это самое простое, что может быть в этой жизни. Мы набираем адрес сайта в адресной строке и заходим на него. Все работает! Сайт доступен и какие здесь могут быть вопросы?

Но работает он в данную минуту и это хорошо. А всегда ли он работает так четко или работает вообще? Мы же не контролируем сайт каждый день и каждую минуту. И вот тут появляется такое понятие как аптайм сайта или uptimeсайта (хостеры пишут по-разному).

Что такое аптайм сайта

Аптайм сайта – это фактическое время работы вашего сайта. То есть работоспособность сайта, доступность сайта в сети. Эти показатели зависят не только от Вас самих, но и от хостинговой компании.

Часто можно встретить понятие аптайм на самих хостингах в процессе заказа услуг. У всех показатели разные, как и формулировки, но стремятся все к 99.9%.

Вот, к примеру, описание данного понятия на всем известном хостере FastVPS:

Так что аптайм – это, прежде всего вопрос, насколько хорошо хостер поддерживает свои системы в рабочем состоянии.

Мониторинг доступности сайта

Большинство вебмастеров и не задумываются о таком вопросе как мониторинг доступности сайта.

Во-первых, потому что часть из них даже и не задумывается над вопросом, что их сайт может не работать не по их вине. Они заплатили за хостинг, значит все работает по умолчанию.

Во-вторых, многие смотрят на те самые предложенные хостером показатели, которые не всегда отражают действительность. К примеру, у меня был опыт сотрудничества с хостингом, когда у них технические работы не учитывались в показателе не работоспособности. А это 4 часа в месяц или 48 часов в год.

В третьих, потому что не задумываются о каких-то потерях в виде упущенной выгоды, потерь от рекламы, не давшей конечный результат.

Осуществлять мониторинг работоспособности сайта я рекомендую исключительно сторонними сервиса от хостинга, так как это будет максимально прозрачнее и четче, ведь у всех разное понимание аптайма, а нам необходимо знать фактическое время работы сайта.

Осуществлять мониторинг можно с помощью:

- Сервис Alerta  – хороший зарубежный сервис отображающий массу полезной информации;

- Сервис site24х7  позволяет, как и предыдущий, проверять доступность и скорость ответа с разных точек мира.

- Следить же за аптаймом сайтов лучше с помощью сервиса UptimeRobot. Здесь вы получите более четкое представление именно по временной шкале работы сайта.

Но наряду с разными сервисами Яндекс Метрика обладает всем необходимым, главное чтобы она была подключена к сайту.

Для того чтобы отследить данные показатели через Метрику Вам необходимо войти в нее выбрав сайт, далее Мониторинг -> Результаты проверки:

Здесь как Вы можете видеть есть шкалы, которые и показывают реальное время доступности вашего сайта:

Красными засечками на шкалах отмечены моменты, когда сайт был недоступен по каким-то причинам:

В нижней части отмечены даты, когда возникали проблемы с доступностью, интервалы проверки и другая полезная информация:

Кстати, вот с этой информацией и подобными скринами можно и нужно обращаться с вопросами к хостинговой компании. Если еще и общий процент ниже заявленного хостингом, то тут уже сам Бог велит выставлять хостеру претензии.

Яндекс Метрика, чем еще хороша в плане мониторинга доступности сайта, так это своими уведомлениями. Если сайт недоступен, то вам может приходить уведомление, как на телефон, так и на e-mail.

Доступность сайта и потери от сбоев в работе сайта

Можно относиться сколь угодно скептически к данному вопросу, но лучше всего говорят цифры.

Когда доступность сайта составляет 99%, кажется что там этот 1%. Но если этот 1% отнести к временному промежутку в год, то может показаться это

не таким простым.

Вот простой расклад по потерям в год относительно процентов доступности сайта:

  • 98% аптайма = 28,8 минут/день или 3,4 часа/неделю или 14,4 часов/месяц или 7,3 дней/год;
  • 99% аптайма = 14,4 минут/день или 1,7 часов/неделю или 7,2 часов/месяц или 3,65 дней/год;
  • 99,5% аптайма = 7,2 минут/день или 0,84 часов/неделю или 3,6 часов/месяц или 1,83 дней/год;
  • 99,9% аптайма = 1,44 минут/день или 0,17 часов/неделю или 0,72 часов/месяц или 8,8 часов/год.

Если представить что у Вас Интернет-бизнес и есть определенный средний показатель заработка в чат, то каждый процент можно соотнести к понятию «упущенная выгода».

Также в случае если у Вас запущена контекстная реклама, то исходя из среднего показателя растрат в сутки, можно определить потери. Поэтому при работе с контекстной рекламой Яндекс Директ я рекомендую вам связывать ее с вопросом доступности сайта и Яндекс Метрикой, чтобы контекст не работал во время неработоспособности сайта.

Для наглядности вычислений и как пример, я приведу подсчеты, связанные с сайтом моего клиента (адрес не разглашается по понятным причинам). Этот сайт ничто иное как Интернет-магазин.

Вот его показатель uptime:

Как мы видим, работоспособность сайта (uptimeсайта) составляет 98.1%, то есть 1.9% времени за год (примерно за год, хотя он не работает год) сайт недоступен.

Исходя из этого 365-98.1%=6.9. То есть почти 7 суток данный сайт не работает.

Далее я проанализировал время недоступности сайта и как оказалось, эти все проблемы возникают в дневное время с 8 до 19 часов, то есть в рабочее время и во время основной массы покупок, согласно статистики клиента.

Значит потери уже и не такие безобидные. 7 суток это 168 часов. 168 часов рабочего времени – это более 15 рабочих дней. В среднем в рабочий день человек зарабатывает чистого дохода со своего магазина 10 100 рублей. Если данную сумму умножить на число этих самых рабочих дней, то мы получим 154 328 рублей. Это, безусловно, грязные подсчеты и при точном вычислении будет какой-то процент вернувшихся, отложенных покупок, но убыток тоже будет.

Далее я посмотрел затраты на контекст в рабочие дни и увидел цифру 1800 рублей. Если учесть, что у заказчика не было настроено отключение, и он за этим не следил, то в год только на контексте он терял более 27700 рублей впустую. Опять же, это не абсолютно точный результат, но примерно для прикидки хватит.

В сумме выходит 182 028 рублей. Даже если учесть все коэффициенты и погрешности 100 000 рублей в год человек теряет уж точно!

Выход простой – подключение Яндекс Метрики к Яндекс Директу и отключение рекламы в периоды недоступности сайта.

Официальных каких-то норм по поводу аптайм сайта нет. Из личного опыта и опыта коллег я составил примерную раскладку по оценки собственной доступности сайта:

  • От 99.5% до 100% - отличный показатель.
  • От 99 до 99.5% - нормальный показатель и средний по сети (личный опыт).
  • Менее 99% - показатель ниже нормы и необходимо задумываться о причинах и что-то делать для их устранения.

Еще одним поводом недоступности сайта является нехватка ресурсов. К примеру, замечено, что когда идет перегруз по серверу VPS в области оперативной памяти и сервер сообщает о ее нехватке, Яндекс Метрика выдает сообщение о недоступности сайта. То же касается и DDoS-атак, отсутствия какого-то необходимого программного обеспечения на сервере, постоянных перезагрузок сервера и т.д. То есть грешить на хостера сразу нельзя, необходимо установить причину.

Также стоит отметить и возможные негативные последствия в области продвижения сайта и заработка на нем от сбоев в работе. Отложенная индексация поисковыми роботами из-за недоступности контента - то, что может сдерживать вас на одном месте продолжительное время, особенно в начале своего пути к ТОПу.

В конце сегодняшней статьи хотел бы предостеречь вас от такого понятия как 100% аптайм. Его не существует фактически! Всегда есть отключения и причин, как Вы можете теперь судить, достаточное число.

Надеюсь, данный материал окажется для вас, дорогие друзья, полезным. Хорошей работоспособности вашим сайтам. Пока!

Источник: vovka.su

Категория: Онлайн-шоппинг

Похожие статьи: