Как пользоваться ND-градиентными фильтрами

Снимая пейзаж, вы наверняка частенько сталкивались с проблемой выбеленного неба или затемненного переднего плана, так вот использование градиентных фильтров спасает снимок от таких неприятных изъянов. Большинство пейзажных снимков получаются дефективными именно из-за сильной контрастности между двумя этими областями, и поэтому так важно иметь при себе эти полезные фильтры и знать, как их применять. И большинство фотографов игнорируют этот аксессуар, не считая нужным его приобретение. Попробует разубедить их в этом.

Стандарты для фильтров системы LEE

  • ND 0.3 - 1 шаг
  • ND 0.6 - 2 шага
  • ND 0.9 - 3 шага

Стандарты для фильтров COKIN системы P Series

  • P121L - 1 шаг
  • P121M - 2 шага
  • Р121S - 3 шага

Фильтры производителей Lee и Coki - основные "игроки" на этом рынке, Lee отличаются от Cokin по размеру, они немного больше (6? x 4? против 2.5? x 2.5?), и подойдут вам с том случае, если вы располагаете объективами с большим диаметром передней линзы. Это значительно понизит шансы появления ненужного эффекта виньетирования при использовании (углы изображения становятся затемненными). Также избежать дефектов вам помогут широкоугольные кольца-адаптеры для широкоугольных объективов.

Также фильтры бывают с резким (Hard) и мягким (Soft) градиентом. Мне больше нравится вариант с резким градиентом, поскольку чаще всего различие между светлым небом и темным передним планом довольно четкое. По моим наблюдениям, эта разница составляет около 2 ступеней экспозиции. Фильтр с резким градиентом также подойдет в случаях с прямой линией горизонта, например, как в морском пейзаже.

Как использовать градиентный фильтр? Все очень просто. Расположите темную часть нейтрально-серого градиентного фильтра на уровне неба, таким образом вы уменьшите количество света, попадающего на сенсор, таким образом уменьшится и число ступеней экспозиции в изображении. Видоискатель будет темным, но вы сможете четче увидеть переход. Если ваше пейзаж включает в себя горы и т.д. удостоверьтесь, что светлое небо по обе стороны горы покрыто темной частью градиентного фильтра, вершина горы также будет частично покрыта фильтром, но на изображение это не повлияет.

Сначала переведите камеру в режим приоритета диафрагмы (AV) на f11, это оптимальное значение диафрагмы для пейзажной фотографии, для достижения максимальной резкости на всем изображении.

До установки фильтра произведите точечный замер экспозиции, заполнив весь кадр темным передним планом.

Повторите шаг 2, заполнив весь кадр светлым небом.

Разница между этими двумя считываниями показывает, насколько сильный фильтр вам необходим. Применяйте 0.3 ND градиентный фильтр, если разница составляет 1 шаг экспозиции, 0.6 ND при 2 шагах и 0.9 при разнице в 3 шага. Большинство держателей имеют два слота для фильтров, для случаев, когда разница больше 3 шагов.

Фиксируем фокус, переведя переключатель фокусировки объектива из положения AF в MF.

Установите нейтрально-серый градиентный фильтр и сделайте снимок, используя результаты точечного замера, который вы производили для переднего плана. Передний план изображения будет снят через прозрачную часть градиентного фильтра, использование выдержки по замеру обеспечит вам идеальную экспозицию для этой области изображения.

При необходимости - выполните экспокоррекцию и повторите снимок.

Устанавливать градиентный фильтр на объектив нужно с особой осторожностью и вниманием. Фильтр должен скользить вверх и вниз в держателе так, чтобы переход от прозрачной части к затемненной попадал точно на горизонт. Это осуществить намного проще, если ваша камера установлена на штатив.

Источник: dphotoworld.net

Категория: Программное обеспечение

Похожие статьи: