Как использовать vst плагины

Глава 13. Применение VST-плагинов

В предыдущих разделах книги уже рассмотрены многие вопросы, связанные с применением VST-плагинов. Перечислим только основные из них.
  • Сущность звуковых эффектов
  • Основные параметры звукового движка VST
  • Подключение VST-плагинов
  • Получение информации о плагинах
  • Применение эффектов параллельного действия в многоканальных проектах
  • Подключение плагинов к мастер-секции микшера
  • Автоматизация VST-аудиоэффектов
Для обработки аудиотреков и VSTi вы можете использовать любые из VST-плагинов, как входящие в поставку Cubase SX, так и приобретенные вами отдельно от программы.

Вы можете применять плагины не только в качестве эффектов реального времени, но и для деструктивного редактирования аудиосообщений. Выделите одно или несколько аудиосообщений, затем в подменю Audio > Plagins главного меню выберите нужный плагин, настройте его параметры и нажмите Process. Для предварительного прослушивания результата применения плагина нажмите в его окне кнопку Preview.

Общее число VST-плагинов, разработанных в мире, сосчитать практически невозможно, настолько их много. Информацию о VST-плагинах, установленных на вашем компьютере, вы можете получить в окне Plug-in Information. В поставку Cubase SX их входит около 50. Наиболее удобно классифицировать имеющиеся плагины в соответствии с их списком в секции Inserts аудиотрека (окно Cubase SX Project), аналогичный список имеется также и в подменю Audio > Plug-ins.

Плагины здесь сгруппированы по функциональному назначению:
  • Cubase 5 Plug-ins — плагины, перешедшие из профаммы Cubase VST;
  • Delay — варианты эффекта "дилэй";
  • Distortion — варианты эффекта "дистошн";
  • Dynamics — динамическая обработка;
  • Filter — фильтр с динамическим управлением частотой среза и глубиной резонанса;
  • Modulation — эффекты, связанные с модуляцией (периодическим изменением) параметров звука;
  • Other — прочие эффекты, не относящиеся к тем группам эффектов, которые соответствуют устоявшейся классификации;
  • Reverb — варианты эффекта "реверберация"; 
  • Surround — многоканальные плагины;
  • DirectX — эффекты и виртуальные инструменты, подключаемые посредством DirectX; содержание подменю зависит от того, какие DX-эффекты и DX-инструменты установлены на компьютере.
Мы не будем останавливаться на плагинах, входящих в группу Cubase 5 Plug-ins. DX-плагины в поставку Cubase SX просто не входят, хотя если у вас таковые имеются, ничто не мешает использовать их. О сущности звуковых эффектов и обработок, а также о назначении их основных параметров мы рассказали в первой главе. С единственным плагином Mix6to2, имеющимся в группе Surround, вы познакомитесь в главе 14. Поэтому остается только кратко рассмотреть особенности плагинов, входящих в группы: Delay, Distortion, Dynamics, Filter, Modulation, Other и Reverb.

VST-плагины группы Delay

В профессиональной виртуальной студии Cubase SX эффектов, основанных на задержке сигнала, не счесть. Среди них есть и два дилэя: DoubleDelay и ModDelay, отличающиеся интерфейсом и набором регулируемых параметров.

DoubleDelay

Как следует из названия, в плагине DoubleDelay реализован эффект Delay (см. главу 1), причем для каждого из двух стереоканалов выбор большей части параметров осуществляется независимо.

В окне плагина DoubleDelay (рис. 13.1) можно регулировать величину задержки (DelayTimel, DelayTimeZ), значение коэффициента обратной связи (Feedback), произвольно панорамировать обработанный сигнал (Pan1, Pan2), а также синхронизировать задержку с темпом музыкальной композиции (Tempo Syncl, Tempo Syncl).

Рис. 13.1. Окно эффекта DoubleDelay:

Здесь предусмотрены два канала задержки, а изменения положений ручек регулировки наглядно отображаются на двух графиках.

Слайдером Mix регулируется пропорция, в которой на выходе эффекта смешиваются обработанный и исходный сигналы.

В верхней части окна расположены элементы, идентичные тем, что вы найдете и в окнах всех остальных эффектов:

— кнопка временного отключения плагина (плагин включен, когда она нажата);

— кнопка включения режима записи автоматизации параметров эффекта;

— кнопка включения режима воспроизведения данных автоматизации;

— кнопки последовательного пролистывания пресетов, перечень которых можно увидеть в списке, расположенном справа. В правой верхней части окна расположен раскрывающийся список File, пользуясь командами которого, вы можете сохранить в файле и загрузить из него собственные установки параметров эффекта.

ModDelay

В окне плагина ModDelay (рис. 13.2) также реализован эффект Delay.

Рис. 13.2. Окно эффекта ModDelay:

У плагина ModDelay есть два существенных отличия от плагина DoubleDelay.

1. Регулировки в окне плагина ModDelay осуществляются только для обоих стреоканалов одновременно.

2. Время задержки можно модулировать (периодически изменять), глубина модуляции регулируется (DelayMod).

VST-плагины группы Distortion

В этой группе собраны плагины, реализующие различные варианты эффекта Distortion.

Da Tube

Окно плагина DaTube представлено на рис. 13.3.

Здесь моделируется звучание, характерное для перегруженного лампового усилителя. Регулируются степень искажений (Drive), соотношение исходного и обработанного сигналов в выходном миксе (Balance) и уровень выходного сигнала (Output). Украшением окна является индикатор перегрузки, выполненный в виде электронной лампы. Чем сильнее перегружен усилитель, тем ярче светится лампа. В реальных электронных лампах свечение разреженного газа под воздействием протекающего тока действительно имеет место.

Рис. 13.3. Окно эффекта DaTube:

Overdrive

Плагин Overdrive (рис. 13.4), как и остальные эффекты группы Distortion — на любителя. Суть его состоит в изощренном искажении сигнала.

Рис. 13.4. Окно эффекта Overdrive:

Для того чтобы вы сумели исковеркать сигнал до неузнаваемости, в окне есть достаточное количество регулировок и опций. Можно "поддать жару" уже на входе эффекта (регулировкой уровня входного сигнала Input). Предусмотрена обработка сигнала трехполосным графическим эквалайзером (Bass, Mid, High). Кнопкой Speakersimulation включается имитация искажений сигнала в громкоговорителе, конкретный алгоритм можно выбрать в раскрывающемся списке.

На графике символически показан характер изменения спектра сигнала (см. первую главу), обработанного эффектом. Если степень искажений (Drive) не велика, на графике видны две спектральные составляющие: спектр сигнала на входе (как будто сам сигнал имеет синусоидальную форму) и спектр его второй гармоники. При увеличении значения Drive в спектре появляется множество высших гармоник, которые и отображаются на графике. Обращаем ваше внимание, что в данном случае речь не идет о реальном анализаторе спектра. График — не более чем остроумно задуманный индикатор положения ручек Bass и Drive.

QuadraFuzz

Плагин QuadraFuzz (рис. 13.5), предназначен для получения эффекта Fuzz, в основе которого лежит все то же искажение сигнала за счет ограничения его амплитуды. Таким путем спектр исходного сигнала обогащается. Плагин QuadraFuzz отличается от простейшего эффекта Fuzz, тем, что в нем ведется раздельная обработка спектра сигнала четырьмя фильтрами. Уровень сигнала, посылаемого в каждый из фильтров, устанавливается регуляторами Low, Low Mid, High Mid, High. Банк пресетов выбирается в раскрывающемся списке, а выбор конкретного пресета осуществляется с помощью слайдера Presets.

Рис. 13.5. Окно эффекта QuadraFuzz:

Если нажать на кнопку Edit, то откроется дополнительная секция окна (рис. 13.6), предназначенная для редактирования амплитудно-частотных характеристик фильтров (см. главу 1).

Передвигая мышью ромбики, находящиеся на шкале частоты, можно изменить границы раздела полос фильтров. Ромбиком, находящимся на вершине характеристики, изменяется коэффициент передачи в полосе пропускания соответствующего фильтра. Кнопками, расположенными в правой части дополнительной секции окна, переключается добротность фильтра. Самая высокая добротность соответствует включенной нижней кнопке.

Результат обработки оценивается на слух.

Рис. 13.6. Окно эффекта QuadraFuzz в режиме редактирования пресетов:

VST-плагины группы Dynamics

В группе Dynamics собраны плагины, реализующие различные варианты динамической обработки.

DeEsser

В плагине DeEsser (рис. 13.7) реализовано компрессирование динамического диапазона сигнала в полосе частот, характерных для свистящих и шипящих звуков.

Рис. 13.7. Окно плагина DeEsser:

Регулировка степени подавления свистящих звуков осуществляется ручкой S-Reduction, а срабатывание компрессора отображается на сегментированном индикаторе.

Если нажать кнопку Auto Threshold, то порог срабатывания компрессора программа будет выбирать автоматически. Кнопками Male и Female выбирается алгоритм, оптимизированный для обработки мужских и женских голосов.

Dynamics

Плагин Dynamics (рис. 13.8) представляет собой модуль динамической обработки, состоящий из компрессора, лимитера и спектрального гейта. Каждый из виртуальных приборов имеет свой порядковый номер, благодаря чему, при помощи переключателя Routing, можно менять порядок включения динамических обработок.

Рис. 13.8. Окно плагина Dynamics:

Компрессор снабжен графическим дисплеем для отображения графика компрессии. Ниже дисплея располагается индикатор степени сжатия и переключатели способа детектирования (Peak/RMS). Регуляторами Threshold и Ratio устанавливаются порог срабатывания компрессора и степень сжатия. Ручками Attack и Release устанавливаются постоянные времени срабатывания и восстановления. Время восстановления может устанавливаться автоматически, это происходит после нажатия кнопки Auto. Уровень выходного сигнала компрессора регулируется ручкой MakeUpGain.

Спектральный гейт имеет регулятор порогового уровня (Threshold), а также регуляторы постоянной времени срабатывания (Attack), поддержки (Hold) и восстановления (Release). Гейт может работать либо по схеме с обратной регулировкой, либо по схеме с прямой регулировкой. Второй режим включается кнопкой Predict. Порог срабатывания может быть установлен автоматически кнопкой Calibrate. Возможна автоматическая установка времени восстановления. Над регуляторами гейта расположен трехпозиционный переключатель режимов работы детекторной цепи. В первом положении (Off) детекторная цепь и гейт вместе с ней становятся частотно-независимыми. Во втором положении (On) частотный диапазон детекторной цепи определяется границами, установленными слайдерами Trigger Frequency Range. В третьем положении (Listen) можно прослушать звучание аудиосигнала, прошедшего через саму детекторную цепь.

Лимитер имеет регулятор уровня срабатывания (Threshold) и индикатор работы (Limit). Время восстановления может устанавливаться автоматически или регулятором Release.

Подробное разъяснение сущности динамических обработок, их параметров и описание технологии применения вы найдете в первой главе.

VSTDynamics

Плагин VSTDynamics (рис. 13.9) представляет собой модуль динамической обработки, так же как и Dynamics. Однако в VSTDynamics кроме компрессора (KOMPRESSOR), лимитера (LIMITER) и спектрального гейта (AUTO GATE) есть также стабилизатор уровня (AUTO LEVEL).

Рис. 13.9. Окно плагина VSTDynamics:

Уровень сигнала на выходе компрессора отображается "стрелочным" индикатором SOFT CLIP.

Очередность включения виртуальных приборов обработки показана на структурной схеме, находящейся в правой нижней части окна.

VST-плагин StepFilter

В группе Filter имеется единственный плагин StepFilter (рис. 13.10), который представляет собой фильтр с динамическим управлением частотой среза и усилением в полосе обработки.

График изменения частоты среза задается в координатном поле Cutoff, а график изменения усиления — в координатном поле Resonance.

Рис. 13.10. Окно плагина StepFilter:

Исходные значения двух параметров задаются регуляторами BaseCutoff и Base Resonance. Регулятор Glide определяет характер интерполяции графиков (степень плавности "скольжения" параметров от одного дискретного значения к другому).

Слайдером, расположенным в нижней части окна, выбирается тип фильтра: фильтр нижних частот, полоснопропускающий фильтр или фильтр верхних частот.

В раскрывающемся списке Sine выбирается период времени (в долях такта), на протяжении которого будет происходить полный цикл перестройки параметров.

Подробные сведения о фильтрах различного типа вы найдете в первой главе.

VST-плагины группы Modulation

В группу Modulation объединены эффекты, в которых используется модуляция (периодическое изменение) того или иного параметра.

Chorus

Плагин Chorus (рис. 13.11) реализует несложный хорус.

Рис. 13.11. Окно плагина Chorus:

Регулятором Frequency устанавливается частота модуляции, а регулятором Delay — глубина эффекта.

Переключатель Stages позволяет выбрать количество дополнительных звучащих голосов.

Сущность эффекта хорус рассмотрена в главе 1.

Flanger и Symphonic

Плагины Flanger (рис. 13.12) и Symphonic (рис. 13.13) представляют собой варианты комбинированного эффекта, сочетающего в себе фленжер и авто-панер (устройство, управляющее панорамой сигнала в соответствии с заданным законом). Сущность эффектов подобного рода рассмотрена в аервой главе. Окна эффектов очень похожи. В каждом из них отображаются ширина стереопанорамы и качественный график изменения задержки сигнала.

Фейдером Mix регулируется соотношение уровней исходного и обработанного сигналов, регуляторы Delay и Depth изменяют время задержки и глубину эффекта. Регулятор StereoBasis отвечает за ширину стереобазы. Регулятор Rate определяет частоту модуляции времени задержки. Автоматическое панорамирование темпозависимое, зависимость устанавливается элементами группы TempoSync. В плагине Flanger ручкой Feedback регулируется коэффициент обратной связи.

               

src="/img/16/17741.GIF" />

Рис. 13.12.Окно плагина Flanger.                                                   Рис. 13.13. Окно плагина Symphonic.

Metalizer

Плагин Metalizer (рис. 13.14) позволяет получить эффект "металлического" звучания. По сути дела он представляет собой резонансный фильтр, центральная частота которого перестраивается по периодическому закону. Необычное звучание достигается также тем, что фильтр охвачен цепью обратной связи.

Регулятором Feedback задается глубина (коэффициент) обратной связи.

Регулятор Топе управляет частотной характеристикой цепи обратной связи. Действие регулятора сильнее выражено при больших значениях Feedback.

Рис. 13.14. Окно плагина Metalizer:

On — кнопка включения динамического управления фильтром. Если она выключена, эффект превращается в обыкновенный фильтр с неизменными во времени параметрами.

Значения параметра Sharpness связаны с полосой пропускания перестраиваемого фильтра. Чем больше Sharpness, тем уже полоса и тем более выражено проявление резонансных свойств фильтра.

Кнопкой Mono можно выбрать либо монофонический, либо стереофонический формат сигнала на выходе плагина.

Phaser

Плагин Phaser реализует одноименный эффект, сочетающийся с автопанорамированием. Окно плагина Phaser (рис. 13.15) очень похоже на окна, знакомые вам по рис. 13.12 и 13.13.

Рис. 13.15. Окно плагина Phaser:

Элементы регулировки, аналогичные тем, что имеются в окне Phaser, мы рассмотрели ранее. Сущность эффекта описана в первой главе.

RingModulator

Плагин RingModulator (рис. 13.16) перемножает отсчеты входного аудиосигнала на отсчеты периодического колебания, вырабатываемого генератором, имеющимся в плагине. Назовем это колебание опорным.

Рис. 13.16. Окно плагина RingModulator:

В аналоговой технике такую функцию выполняет устройство, которое называется кольцевым модулятором. Из теории сигналов известно, что при перемножении двух гармонических колебаний возникает бесконечно большое количество колебаний, частоты которых равны всем возможным комбинациям частот перемножаемых колебаний и их гармоник [8, 12, 45|. Даже если бы обрабатываемый сигнал был синусоидальным, то в итоге его взаимодействия в кольцевом модуляторе с еще одним синусоидальным сигналом было бы сформировано колебание, имеющее довольно широкий спектр. Однако любой реальный обрабатываемый сигнал с самого начала отличается от синусоиды, да и второй сигнал (формируемый в плагине) может иметь сложную форму. Поэтому результатом работы плагина будет чрезвычайно широкополосное колебание, содержащее в своем спектре гармонические и комбинационные составляющие.

Генератор плагина формирует опорные колебания сложной структуры следующим способом. Сначала в осцилляторе (Oscillator) вырабатываются колебания в виде последовательности прямоугольных или пилообразных импульсов. Затем амплитуда этих колебаний подвергается изменению в соответствии с огибающей, форма которой, в свою очередь, определяется параметрами генератора низкочастотных колебаний (LFO). И только после всех этих операций сформированный опорный сигнал перемножается с обрабатываемым сигналом.

Окно плагина разделено на две группы. В левой группе (Oscillator) сосредоточены элементы управления осциллятором:
  • LFO Amount — регулятор глубины модуляции сигнала осциллятора сигналом LFO;
  • Env. Amount — регулятор степени влияния огибающей обрабатываемого сигнала на частоту сигнала осциллятора. При Env. Amount = 0 влияние отсутствует. Если Env. Amount > 0, то громкий входной сигнал увеличит частоту, если Env. Amount lin — регулировка характера изменения полос пропускания фильтров в пределах границы обрабатываемого частотного диапазона. В положении log lin полосы всех фильтров (измеренные в герцах) одинаковы. Регулятор оказывает влияние на тембр звука.

Регулятором Env.Speed изменяются продолжительности фаз attack и release огибающей включения вокодера. При малых значениях параметра будет происходить немедленное включение вокодера в момент появления входного сигнала и мгновенное выключение в момент его исчезновения. Большие значения параметра заставят вокодер включаться и выключаться постепенно. В крайнем правом положении регулятора устанавливается режим Hold: синтезатор вообще перестает реагировать на сигнал-модулятор.

Встроенный синтезатор сигнала-носителя позволяет формировать до 8 голосов (по 2 генератора на каждый голос).

Элементы управления встроенным синтезатором сосредоточены в левой секции окна. Перечислим их:
  • Voices — количество голосов синтезатора;
  • Pitch Bend — регулятор сдвига высоты тона;
  • Fine Tune — точная подстройка высоты тона;
  • Noise — уровень шума;
  • NoiseMod. — регулятор глубины модуляции шума;
  • P.Drift — регулятор уровня случайного изменения высоты тона;
  • P.Glide — регулятор скорости портаменто (перехода от одной ноты к другой);
  • P.Bright — регулятор частоты среза фильтра нижних частот (lowpass-фильтра), на генератор шума влияния не оказывает;
  • P.Detune — регулятор расстройки одного из двух генераторов (в каждом голосе), позволяет получить эффект унисона;
  • Emphasis — регулятор частоты среза фильтра верхних частот (highpass-фильтра);
  • LFO Rate — регулятор частоты LFO-генератора, используемого для вибрато;
  • Vibrato — регулятор глубины вибрато.
Рассмотрим особенности функционирования плагина в каждом из трех возможных режимах: MIDI, External и MIDI + External.

Если нажата кнопка MIDI, то вокодеру требуется и звуковой сигнал-модулятор, и сигнал на выходе MIDI-трека (носитель).

Соблюдайте следующий порядок настройки вокодера в режиме MIDI:

1. Выберите источник сигнала-модулятора. Им может быть звуковой материал, записанный на любом аудиотреке, или даже живой звук, поступающий на вход аудиотрека. Последнее имеет смысл в том только случае, когда ваша звуковая карта обладает малой величиной задержки (latency). Наиболее подходящим материалом для сигнала-модулятора является речь, вокал и звуки ударных инструментов.

2. Выберите Vocoder в качестве эффекта, подключенного в режиме Insert к аудиотреку с сигналом-модулятором. Откройте окно плагина Vocoder.

3. Нажмите кнопку MIDI в группе MODE.

4. В окне проекта Cubase SX выберите MIDI-трек. Трек может быть пустым или содержащим данные, это не имеет принципиального значения. Если вы хотите "играть" на вокодере в реальном времени, то для трека следует включить режим записи или мониторинга, чтобы на Vocoder поступали сообщения с выходного MIDI-порта, ассоциированного с треком.

5. В раскрывающемся списке out: основной секции инспектора MIDI-трека выберите Vocoder. Теперь сообщения с выходного MIDI-порта трека направлены в Vocoder. Об их поступлении будет свидетельствовать индикатор, расположенный под кнопками группы MODE.

Вокодер готов к работе. Допустим, что вы используете в качестве сигнала-модулятора звуковые сообщения, записанные на аудиотреке, а сигнал-носитель получаете, играя на MIDI-клавиатуре в реальном времени.

В таком случае удостоверьтесь в том, что для MIDI-трека подготовлен режим записи, включите Cubase SX в режим воспроизведения и играйте на MIDI-клавиатуре.

А теперь перейдем к настройке и использованию вокодера в режиме External. В этом режиме модулятор и носитель могут быть любыми двумя звуковыми источниками. Большинство параметров вокодера и встроенного в него синтезатора недоступны.

Рассмотрим порядок настройки вокодера в режиме External.

1. Командой Project > Add Track > Group Channel создайте групповой трек.

2. Откройте (разместите на пустом аудиотреке) аудиофайл, который вы хотите использовать в качестве сигнала-носителя.

3. Панорамируйте аудиотрек вправо.

4. Назначьте в качестве выходного порта аудиотрека Group Channel: в списке out: выберите Group 01.

5. Откройте аудиофайл, который вы хотите использовать как источник сигнала-модулятора (разместите его на втором пустом аудиотреке). Для работы вокодера требуется, чтобы сообщения, записанные на двух аудио-треках, воспроизводились одновременно.

6. Панорамируйте второй аудиотрек влево.

7. Назначьте в качестве выходного порта второго аудиотрека Group Channel: в списке out: выберите Group 01.

8. Выберите Vocoder в качестве эффекта, подключенного в режиме Insert к групповому треку. Откройте окно плагина Vocoder и в группе MODE нажмите кнопку Ext.

Вокодер готов к работе. Осталось только включить в Cubase SX режим воспроизведения.

Порядок подготовки вокодера к работе в режимах MIDI + External и External практически одинаков. Особенность режима MIDI + External заключается в том, что нужно создать MIDI-трек, в раскрывающемся списке out: основной секции инспектора этого MIDI-трека выбрать Vocoder и включить режим записи или мониторинга. Затем следует открыть окно плагина Vocoder и в группе MODE нажать кнопку MIDI+Ext.

Теперь MIDI-сообщения будут поступать в синтезатор вокодера, и его звук будет смешиваться со звуком сигнала-носителя.

VST-плагины группы Reverb

В мощной профессиональной виртуальной студии Cubase SX средства для создания реверберации не могут отсутствовать по определению. И действительно, плагинов, реализующих реверберацию, здесь несколько. Остановимся на двух: Reverb А и Reverb В.

Reverb A

Плагин Reverb А (рис. 13.23) отличается наглядным интерфейсом, в котором ничего не стоит разобраться даже начинающему компьютерному музыканту.

Рис. 13.23. Окно плагина Reverb A:

Слайдером PREDELAY регулируется время запаздывания начала реверберационного процесса по отношению к породившему его звуку. Слайдер ROOMSIZE предназначен для пропорционального изменения размеров виртуального помещения. Слайдером REVERBTIME регулируется время реверберации. Самое интересное заключается в том, что все изменения любого из этих трех параметров сразу же отображаются на соответствующих картинках: звуковой импульс отдаляется от динамика или приближается к нему, "кубик" изменяется в размерах, вытягивается или "поджимается" реверберационный хвост.

Кроме того, в окне, конечно, имеются элементы управления частотой среза фильтров (группа FILTER, регуляторы High Cut, Low Cut) и регулятор Mix микширования исходного (Dry) и обработанного эффектом (Wet) аудиосигналов.

Разработчики предусмотрели несколько пресетов со стандартным набором типов реверберации. Параметры эффекта можно сохранить в файле и загрузить из него. Важно, что с помощью кнопок R и W можно организовать запись в реальном времени и последующее воспроизведение всех ваших операций с регуляторами.

Reverb В

Плагин Reverb В (рис. 13.24) представляет собой реверберацию с упрощенным набором параметров управления:
  • RoomSize — размер помещения;
  • ReverbTime — время реверберации;
  • PreDelay — время запаздывания начала реверберационного процесса;
  • Damp — параметр, связанный со скоростью затухания высокочастотных компонентов реверберирующего сигнала.

Рис. 13.24. Окно плагина Reverb В:

Смысл реверберации раскрыт в первой главе, там же описана связь параметров модели и реального физического процесса, а также приведены рекомендации по применению эффекта.

Симулятор магнитофонного дилэя

Мы не собирались рассматривать VST-плагины, доставшиеся Cubase SX в наследство от Cubase VST. Однако один из них показался нам забавным и поучительным. Речь идет о плагине Karlette, входящем в группу Cubase 5 Plug-ins. Помните, в главе 1 мы рассказывали, как получить эффект многократного эха с помощью многоголовочного магнитофона? А вот и он сам (рис. 13.25).

Рис. 13.25. Окно симулятора магнитофонного дилэя:

Конечно, на рисунке вы видите не настоящий магнитофон с его постукивающим электродвигателем, посвистывающим лентопротяжным механизмом и пощелкивающей в месте склейки лентой, пущенной по кольцу. Это только похожая на настоящую и наглядно выполненная панель управления эффектом, который называется Karlette, а реально является дилэем с четырьмя независимыми каналами управления параметрами. Вверху панели показана записывающая головка, а внизу выстроились в ряд 4 воспроизводящие головки. Трудно удержаться от ехидного замечания в адрес дизайнеров, разработавших облик панели. Всё они предусмотрели. Даже проводники, с помощью которых головки соединяются со схемой прибора, покрыты разноцветной изоляцией, а головки болтиков блестят, будто они и в самом деле никелированные. И все же один немаловажный элемент — стирающую головку — они забыли изобразить. А ведь если бы перед тем, как подать к записывающей головке ленту, ее не очищали от предыдущей записи, образовалась бы звуковая каша. Но этот недостаток имеет исключительно декоративный характер. На самом деле, алгоритм, имитирующий магнитофонный дилэй, работает правильно, а вы можете подбирать параметры эффекта на свой вкус.

Возле каждой из воспроизводящих головок расположен регулятор времени задержки Delay (в реальном магнитофоне для изменения задержки пришлось бы передвигать головки вдоль канала транспортировки ленты). Если включить кнопку Sync, то задержка станет ритмизированной: кратной некоторой заданной доле музыкального такта. Соотношение уровней исходного и обработанного сигналов регулируется слайдером Wet — Dry. В каждом из каналов задержки доступны 4 параметра:
  • Volume — уровень сигнала, обработанного в данном канале, поступающего на выход эффекта;
  • Pan — панорама сигнала, обработанного эффектом;
  • Damp — степень демпфирования (чем ближе значение параметра к 1, тем быстрее затихают высокочастотные составляющие эха);
  • Feedback — коэффициент обратной связи.
На этом мы завершаем главу, в которой вы познакомились с новыми VST-плагинами, поставляемыми вместе с Cubase SX. Остается сказать, что это, конечно, хорошие, но не самые лучшие виртуальные эффекты и обработки. Разнообразные и значительно более совершенные VST-плагины вы сможете приобрести отдельно от программы Cubase SX. Но рассказ о них — это тема совсем другой книги.

Источник: muzcreator.ru

Категория: Программное обеспечение

Похожие статьи: