Запись и обработка акапеллы

Человеческий голос в песне наиболее критичен к восприятию на слух, а потому звучать он должен максимально естественно. Большинство звукорежиссёров сходятся во мнении, что записывать вокал нужно так, чтобы свести к минимуму его последующую обработку, и это, конечно, правильно. Вот только реализовать подобное можно лишь на профессиональной студии с хорошим (желательно ламповым) оборудованием. А можно ли обойтись без этого дорогущего оборудования, но вместе с тем максимально приблизиться к студийному качеству звучания? Можно! Этим мы сейчас и займёмся.

В записи вокала (как в сексе) участвуют минимум два человека. И один из ни обязательно должен быть опытнее своего партнёра (партнёров). То есть — либо вокалист умеет хорошо работать с микрофоном (петь тише, громче, приближаться или удаляться в нужные моменты времени), либо звукорежиссёр умеет адекватно работать фейдерами на пульте.

Изначально вокал пишется в моно-режиме. с параметрами: 16 bit / 44.1 kHz. на уровень не превышающий -3 Дб (это минус). Эту цифру нашли оптимальной для того, чтобы не слишком повышать громкость после записи, но и, чтобы не возникало нежелательных перегрузок при слишком завышенном уровне входящего сигнала.

Итак, вокальная партия записана и сохранена в отдельный *.wav файл. Теперь нам нужно надлежащим образом её обработать и свести с фонограммой. Для этого — открываем аудио-файл с вокалом в любом музыкальном редакторе, где сие чудо и будет происходить (лично мне по духу ближе Steinberg Cubase SX2 ), и приступаем.

  • Первое, что нужно сотворить после записи с вокалом — это уровнять его громкость. Какими бы профессиональными не были «партнёры», вокалист не может петь постоянно с одной

    и той же громкостью, в какой-то момент он отдалился от микрофона слишком сильно, в какой-то наоборот приблизился и т.д. и т.п. всё это должно быть выровнено и преведено к общему показателю. С этой задачей хорошо справляется компрессор (Waves RComp, Waves C1, или Multiband Compressor в Adobe Audition ). Тут необходимо отметить, что не стоит слепо доверять заводским пресетам этих компрессоров, хоть они и подогнаны очень качественно, но тем не менее ручками поработать всё-таки придётся.

  • Далее — эквализация. Эквализация — одна из самых сложных и трудоёмких задач при обработке вокала, и без преувеличения — самая важная. Многие звукорежиссёры утверждают, что эквалайзером никогда нельзя работать в плюс. Это, якобы, привносит фазовые искажения в оригинальный сигнал. Возможно они и правы, но мы-то с вами, не для «Золотого Граммофона» стараемся, нам главное сделать красиво. Итак, нам подойдёт практически любой параметрический эквалайзер с линейным срезом и назначаемой частотой полос. Следует помнить, что основные частоты человеческого голоса располагаются в спектре от 300 Гц до 2 кГц. Подчёркиваю: основные. Чтобы сделать хороший вокал нужно работать с частотами лежащими далеко за пределами этого спектра. Вот примерная схема эквализации вокала:

200 Гц.

Увеличить, что бы добавить полноты партии вокала.

3000 Гц.

Увеличить для подчёркивания чистоты и жёсткости вокальной партии.

Уменьшить для подчёркивания придыхания, мягкости бэк-вокальных партий.

Уменьшить, если необходимо замаскировать гармоническую нестройность вокала.

5000 Гц.

Увеличить для разборчивости вокала.

7000 Гц.

Увеличить при работе с «вялым» вокалом.

Источник: habrahabr.ru

Категория: Программное обеспечение

Похожие статьи: