Микшерные пульты

Микшерный пульт – многофункциональное устройство для маршрутизации, коррекции и суммирования звуковых сигналов от нескольких источников в один или несколько сигналов. Это требуется, например, при проведении концертов или при записи в студии, когда имеется несколько микрофонов и электромузыкальных инструментов, сигналы от которых необходимо усилить, объединить, обработать и подать на устройство усиления, записи и др.

Микшерные пульты бывают: пассивные и активные. В пассивных микшерных пультах используются только пассивные элементы, для работы которых не требуется источник питания. В активных микшерных пультах используются активные элементы, для работы которых необходим источник питания.

Пассивные микшерные пульты можно использовать только в случае микширования сигналов достаточно большого уровня (предварительно усиленных), поскольку пассивные схемы могут только ослаблять сигналы. Активные микшерные пульты могут работать и с небольшими уровнями сигналов, поскольку на их входах имеются предусилители, с помощью которых можно усилить сигнал до необходимого уровня. По этой причине пассивные микшеры обладают небольшой функциональностью и, следовательно, имеют небольшое количество элементов управления: регуляторы уровня (ослабление) высоких и низких частот, регулятор уровня (ослабление) громкости и панорама. Применение источника питания позволяет использовать в микшерном пульте активные элементы – микросхемы, транзисторы, индикаторы и др. благодаря чему можно реализовать сложную логику работы и соответственно большую функциональность микшерного пульта – усиление и обработка сигналов, коммутация и индикация сигналов, обеспечение фантомного питания для конденсаторных микрофонов и мн. др. Поэтому в подавляющем большинстве случаев используются активные микшерные пульты.

Рис. 1. Активный микшерный пульт Soundcraft Spirit M12

Микшерные пульты бывают: ди-джейские, концертные, студийные, для радиовещания и др. Любая область деятельности имеет свои особенности, поэтому выбор микшерного пульта необходимо производить исходя из области его использования. Например, студийный микшерный пульт будет отличаться от концертного, как по параметрам, так и по цене. Для студийной работы важным является качество звука и возможность сохранения настроек для последующего использования, для концертной деятельности важны надежность и удобство оперативной работы, для выездной деятельности - мобильность. Микшерные пульты для ди-джеев имеют небольшое количество каналов по сравнению с концертными, но они имеет ряд функций, которые предназначены именно для работы ди-джея, а для проведения концертов они не подойдут никак. Поэтому нужно иметь представление о том, где и когда используется тот или иной вид микшерного пульта.

Микшерные пульты бывают со встроенным цифровым процессором эффектов (DSP) или без него. Микшерный пульт с DSP выглядит “интереснее”, но при этом нужно помнить, что хороший цифровой процессор эффектов стоит несколько десятков тысяч рублей, поэтому получить качество от встроенного в недорогой микшерный пульт процессора эффектов не получится – это бюджетный вариант, который, однако, также имеет право на существование и используется достаточно часто в разных ситуациях. Все то же самое можно сказать и о микрофонных предусилителях. Предположим, что в микшерном пульте 8 микрофонных входов. Более или менее хороший микрофонный предусилитель стоит от 2 тыс. руб. Это значит, что при 8 каналах только предусилители будут стоить 16 тыс. руб. Понятно, что микшерный пульт с 8-ю и более каналами не может стоить 15-20 тыс. руб. если в нем "стоят качественные предусилители” Поэтому не стоит обращать внимание на заявления, что в микшерном пульте BEHRENGER (за 12 тыс. руб.) установлены “предусилители студийного класса”. Вообще говоря, я бы не рекомендовал микшерные пульты BEHRENGER, в которых качество звука, реализация логики работы, да и обозначения элементов управления вызывают недоумение. Очень редко что-то “очень хорошее” стоит “очень дешево”.

Существуют микшерные пульты со встроенным усилителем мощности (с УМ) и без него. Встроенный усилитель мощности может использоваться, например, как мониторный или как основной усилитель в небольших инсталляциях. Недостаток микшерного пульта со встроенным усилителем мощности заключается в том, что от него придется тянуть длинные и толстые провода к акустическим системам, чтобы избежать больших потерь мощности, тогда как отдельный усилитель можно установить максимально близко к акустическим системам и сделать подводку к ним подходящим проводом.

Микшерные пульты с УМ могут быть выполнены в виде обычного настольного варианта (плоский трапециевидный корпус, как на рис. 4) или в виде прямоугольного чемодана (см. рис.2). Последний вариант выглядит, возможно, не так эстетично, как настольный вариант, но его преимущество - мобильность и возможность построения микшера с небольшим количеством каналов, например, 6. Блок усилителя мощности - по определению достаточно громоздкая конструкция, поэтому его можно встроить в настольный вариант только в том случае, если объем последнего достаточно большой, т.е. микшерные пульты с УМ в настольном исполнении - многоканальные устройства (часто без ручки для переноски), поэтому они предназначены для стационарной установки в небольших инсталляциях.

У микшерных пультов в виде чемодана есть один существенный недостаток - поскольку панель управления в них расположена вертикально, то с ней очень неудобно оперативно работать, да и большое количество регуляторов легко превратит такой микшер в большой шкаф. Поэтому это пульты с небольшим количеством каналов и элементов управления. Если требуется оперативная работа, то необходимо выбрать настольный вариант микшерного пульта с УМ.

Рис. 2. Микшерный пульт со встроенным усилителем мощности (чемодан)

По количеству каналов микшерные пульты можно подразделить на: портативные, переносные и стационарные.

Портативные микшерные пульты – компактные бюджетные устройства до 6-8 каналов, в которых вместо линейного фейдера (регулятора уровня сигнала канала) используются круговые потенциометры (самые нижние белые ручки в микшере на рис. 3). Эти пульты имеют небольшие размеры и вес, поэтому их можно легко носить с собой. Поскольку портативные микшеры имеют небольшое количество каналов, то область их применения – проведение различных мероприятий, где не требуется подключение музыкальных инструментов: выступление под фонограмму, музыкальное сопровождение и др. Такой пульт можно использовать и в домашней музыкальной студии.

Рис. 3. Портативный микшерный пульт Yamaha MG10/2С

Переносные микшерные пульты – это полупрофессиональные и профессиональные устройства (до 16-20 каналов), которые находят широкое применение при организации различных мероприятий – концерты, студийная звукозапись и др.

Рис. 4. Концертный микшерный пульт ALTO L-20

Стационарные микшерные пульты – профессиональные многоканальные (от 24 каналов) устройства, которые используются, при проведении концертов, в профессиональных звукозаписывающих студиях и др.

Рис. 5. Профессиональная микшерная консоль

Микшеры могут быть

аналоговые или цифровые. В цифровых микшерных пультах используются цифровые входы/выходы, что позволяет их легко подключать к компьютеру для осуществления качественной передачи сигналов и составления программы управления ими. Цифровые микшерные пульты имеют моторизованные фейдеры, которые могут работать в нескольких режимах и управлять уровнями сигналов:  каналов, c процессора эффектов, подгрупп и др. Цифровые микшерные пульты могут запоминать настройки, что очень удобно при работе с большим количеством разных проектов (при использовании аналоговых пультов приходится записывать и вспоминать настройки для той или иной ситуации). Цифровые микшерные пульты стоят на порядки дороже аналоговых, поэтому они используются в высокобюджетных и сложных инсталляциях.

Рис. 6. Цифровой микшерный пульт Yamaha LS9/16

Основные характеристики микшерных пультов

Количество каналов - показывает максимальное количество каналов микшерного пульта. При этом стерео входы - два канала, например, 12-ти канальный микшерный пульт может иметь 12 моно, или 8 моно и 2 стерео или 4 моно и 4 стерео входа. На это стоит обращать внимание. В большинстве случаев используются монофонические входы. Для клавишного инструмента используются 2 канала моно или 1 канал стерео.

Виды входов каналов. В большинстве случаев микшерные пульты имеют микрофонные входы (XLR-разъем) и линейные входы (1/4" джек). Входы могут быть балансные и небалансные. Большинство микшерных пультов имеют балансные входы, что позволяет уменьшить уровень помех. Поэтому нужно использовать "балансные" XLR-шнуры.

Регулировки. В бюджетных моделях в каналах установлены либо обычные 3-х полосные эквалайзеры, либо 3-х полосные эквалайзеры с полупараметрической (перестраиваемой) серединой. Последний вариант более практичен в использовании, поскольку в этом случае есть возможность произвести более тонкую коррекцию сигнала в средних частотах. В профессиональных микшерных пультах используются параметрические зквалайзеры, что позволяет осуществлять перестройку частот и управлять шириной полос пропускания.

Процессор эффектов. Наличие встроенного процессора эффектов может "оживить" звучание в случае посредственной акустики помещения.

Интерфейс микшерного пульта

Для общего представления давайте рассмотрим некоторые элементы управления микшерного пульта. (рис. 7). В общем случае все элементы управления микшера можно разделить на те, которые управляют сигналом канала и те, которые управляют суммарным сигналом (в подгруппах и в главной секции).

Рис. 7. Панель управления микшерного пульта

Каналы моно (стерео). Каждый канал включает в себя:

  • Микрофонный вход - балансный XLR-вход (микрофон, комбик)
  • Линейный вход - джек 1/4' (микрофон, инструментальный шнур и др.)
  • Разрыв - для направления сигнала на внешнее устройство обработки и его прием от этого устройства обратно.
  • Эквалайзер - для частотной коррекции сигнала
  • Обработка. Позволяет подмешать в канальный сигнал (в отличие от разрыва, когда в канал возвращается весь обработанный сигнал) обработанный сигнал от внешнего устройства обработки или внутреннего процессора эффектов. С помощью кнопки PRE/POST (ДО/ПОСЛЕ) позволяет подмешивать сигнал обработки до или после фейдера (регулятора уровня сигнала канала). Выбор режима POST означает, что регулировка уровня сигнала канала не будет влиять на результирующий сигнал канала. Выбор режима PRE означает, что регулировка уровня сигнала канала будет влиять на сигнал канала.
  • Панорама - управляет уровнем сигнала, который будет направлен в общие левый и правый каналы
  • Коммутация - с помощью кнопок задается активность и маршрут сигнала: Mute - выключить канал, SUB N - направить сигнал в подгруппу N, MAIN L-R - направить сигнал в мастер секцию, SOLO - включить сольное воспроизведение канала
  • Регулятор уровня (фейдер) - задает уровень сигнала канала

Подгруппы. Позволяют объединить каналы в группы для совместного управления ими. Предположим, что для ударной установки выделено 5 каналов. Если нам нужно приглушить звучание всей ударной установки, то нужно будет осуществить одновременное перемещение 5-ти фейдеров этих каналов. Но можно поступить проще - направить сигналы этих каналов в какую-нибудь подгруппу и тогда изменение уровня звучания всей ударной установки можно будет осуществлять перемещением только одного фейдера данной подгруппы.

Общее управление. В данной секции собраны элементы управления суммарным сигналом, контроля сигналов (выход на наушники и мониторы), коммутация сигналов от внешних устройств обработки сигналов, внешнего источника сигнала (CD-проигрыватель и др.) и др. Сюда относится отключаемый в данном случае общий графический эквалайзер и также отключаемый в данном случае встроенный блок цифровых эффектов.

Выбор микшерного пульта

Выбор микшерного пульта производится исходя из задач, которые он должен решать, качества звука и количества каналов.

Домашняя студия. В данной ситуации чаще всего отталкиваются от количества каналов и интерфейса.

Если планируется подключать только синтезатор и микрофон, то будет достаточно и 4 каналов. Если же планируется подключать другие музыкальные инструменты, то здесь необходимо выбирать микшер с большим количеством каналов - очень удобно, когда каждый инструмент подключен к своему настроенному каналу, а не производить постоянную коммутацию. Расклад может быть таким:

  • Синтезатор - 2 канала
  • Электрогитара - 1 канал
  • Бас-гитара - 1 канал
  • Вокальный микрофон - 1 канал
  • Инструментальный микрофон (например, для акустической гитары) - 1 канал

Получаем 6 каналов.

Для записи лучше не использовать встроенный процессор эффектов, а вот для игры в домашних условиях процессор эффектов поможет "оживить" звучание.

Если задача - звукозапись в домашних условиях, то имеет смысл рассмотреть микшерные пульты со встроенным USB-интерфейсом, которые, кстати говоря, могут интегрироваться с программным обеспечением (например, Cubase)

Проведение концертов с выступлением музыкальных групп. Здесь уже потребуется многоканальный микшерный пульт. В случае проведения непрофессиональных мероприятий (в школе и т.п.) практичнее отталкиваться от соотношения цена/качество/количество каналов. Например, 20-ти канальный микшерный пульт ALTO будет стоить 18 тыс. руб. а что-нибудь типа SoundCraft или Mackie будет стоить в два раза дороже, но в условиях школы разница между ними будет не существенной. С другой стороны, если микшерный пульт 12 каналов стоит 12-14 тыс. руб. а 20-ти канальный - 18 тыс. руб. то практичнее приобрести последний (особенно с учетом того, что каналы могут выходить из строя, а заниматься вопросом ремонта микшерного пульта никто не будет).

Источник: www.studio.starport.ru

Категория: Выбор и покупка

Похожие статьи: