Radeon 9200 и Radeon 9550 наносят ответный удар!

Введение.

Тему этой статьи можно охарактеризовать, как – «Сколько ещё можно протянуть на видеокарте класса Low-end низшего ценового диапазона со стоимостью около 60$». Но речь пойдёт не о новинках, а о «старичках», которые по всей видимости пока сдаваться не собираются, что мы подробно рассмотрим далее. В эпоху серий видеоплат NVIDIA GeForceFX и ATI Radeon 9xxx стали настоящим прорывом в 3D приложениях две видеокарты, которые более всего подходили под свойство «цена/качество» - это ATI Radeon 9200 Atlantis и ATI Radeon 9550, последняя вскоре начала оснащаться объёмом памяти в 256Mb (в то время мало необходимый объём видеоОЗУ). Я думаю в России на данный момент чуть меньше половины играющих людей имеют видеокарты именно такого класса. Стоит определить способны ли старые видео-адаптеры хоть как-то “переваривать” современные игры и тесты.

1. Технические характеристики ATI Radeon 9200 и ATI Radeon 9550

Перед обзором внешнего вида видеокарт, стоит взглянуть на технические характеристики плат ATI от Sapphire:

Характеристики.

*Были взяты средние цены наиболее популярных интернет-магазинов.

2. Обзор видеокарт, участвующих в тестировании

Sapphire Radeon 9200 128Mb Atlantis.

Сначала рассмотрим Radeon 9200. Купив эту видеокарту пару лет назад я не стал питать иллюзий по поводу игры через 2 года, потому что уже тогда было понятно, что технологические «навороты» развиваются с ошеломляющей скоростью. Но, тем не менее, коробочку сохранил.

Коробка довольно симпатичная по тем временам с каким-то футуристическим

существом (данный факт, кстати, присущ всем коробкам с видеокартами Radeon от Sapphire), уж коробки они оформлять умеют:

Коробка Radeon 9200

Оборотная сторона коробки ничем не примечательна, поэтому не будем заострять на ней внимания.

В коробке присутствуют следующие аксессуары:

Комплект поставки от ATI Sapphire Radeon 9200 Atlantis.

Руководство пользователя,

Диск с драйверами и утилитами,

PowerDVD 4.0,

Sapphire RedLine Tweaker;

переходник S-video-to-RCA, переходник DVI-to-d-Sub.

Достаточно скудный набор(в сравнении с NVIDIA), но для видеокарты такого класса большего не надо…

Самое главное, что сама карточка находится в безопасности.

Sapphire Radeon 9200 Atlantis выполнена на PCB зеленого цвета, являющейся точной копией референсного дизайна:

(кликните по картинке для увеличения)

Radeon 9200 фронтальный вид.

Видеокарта имеет интерфейс AGP x8, оснащена TVи DVI – выходами. Видеокарта произведена в Китае.

С обратной стороны карта выглядит следующим образом:

(кликните по картинке для увеличения)

Radeon 9200 вид сзади.

Примечание: На видеокарте очень мало мелких элементов, что снижает её потенциальную стоимость.

Система охлаждения не заслуживает отдельного рассмотрения (она, по сути, отсутствует), т.к. на всю видеокарту, на которой чипы памяти расположены на двух сторонах присутствует лишь простенький алюминиевый радиатор (данный факт снижает возможности разгона ядра на стандартном охлаждении):

Так называемая "система охлаждения" Radeon 9200.

На плате установлено ядро RV280 частота которого по спецификации равна 250Mhz

Видеокарта оснащена чипом ATI Rage Theatre:

ATI Rage Theater (Radeon 9200 Atlantis).

Память Sapphire Radeon 9200 объёмом в 128mb набрана восемью микросхемами стандарта DDR от Samsung(шанс на разгон по памяти хотя бы на 40 Mhz) со временем доступа к памяти 4ns. Частота работы памяти равна 200 (400) Mhz.

Микросхема памяти Radeon 9200.

Помните, что я говорил про систему охлаждения, о которой так не лестно отозвался… так вот, она почему-то очень хорошо охлаждает не только чип, но и всю плату. После трёхкратного прогона через 3DMark2003 температура видеокарты достигла всего лишь 41 градуса Цельсия(при закрытом корпусе; температура в комнате 18 градусов Цельсия):

Температура Radeon 9200 без разгона (станд. охлаждение).

Затем я провёл разгон видеокарты. Частоты на которых сохранялась стабильность системы составили 241 MHz по памяти и 320 MHz по ядру!

Без комментариев.

Расчёт на разгон по памяти на 40 Mhz оправдался, но при дальнейшем увеличении частоты работы памяти от Samsung температура начала достигать 52 градусов, что является критической температурой для старой архитектуры ядра RV280, да и для карты в целом. После установки двух кулеров 80x80 от корпуса и установки «моего» охлаждения температура существенно упала до 27 градусов, но разогнать видеокарту больше не удалось:

Система охлаждения внутри системного блока.

Данный факт положительно сказался на стабильности видеокарты в 3D режиме (за три часа игры в DOOM3 лагов и провалов в производительности обнаружено не было, что не может не радовать…)

После набранных в 3DMark2003 – 1248 “попугаев”, сохранялась неудовлетворённость хотелось набрать хотя бы -1300 . Побродив по многим сайтам посвящённым разгону, я решил исправить тайминги памяти видеокарты в БИОСе, следуя вот этой табличке:

Правильные тайминги.

www.radeon2.ru ) и, прошив БИОС, наверное, раз пять я вышел на результат в 3DMark равный – 1398 “попугаям”, что меня невероятно обрадовало, но в тоже время и огорчило, ведь до рубежа в 1400 карточка так и не дотянула.

В 3DMark 2001 SE карта испустила дух на 8543 “попугаях”, ждал я большего.

В целом Sapphire Radeon 9200 зарекомендовала себя по разгону и температурному режиму с лучшей стороны, посмотрим какой прирост это принесёт в играх ….

Sapphire Radeon 9550 256Mb.

Данную видеокарту я приобрёл сравнительно недавно, около полугода назад я понял, что нужно перейти на что-нибудь поновее (GeForce MX 400 64Mb), весь мой выбор состоял в том, что бы найти карту стоимость которой не превышала бы 60$. В итоге список стал таким:

1.AGP Sapphire 128 MB Radeon 9550 DDR TV-Out/DVI AGP 8x.

2. AGP Sapphire 256 MB Radeon 9550 DDR TV-Out/DVI AGP 8x.

3.AGP 128 MB GeForce FX 5500 DDR TV-out/DVI AGP 8x.

4.AGP Sapphire 128 MB Radeon 9600 (SKU 11019-00) DDR TV-Out/DVI.

По производительности эти карты примерно равны, но я сделал выбор в пользу большего объёма памяти, и как оказалось в дальнейшем не прогадал… Купил я её в OEM-упаковке, в комплект поставки входили следующие аксессуары:

Руководство пользователя,

Диск с драйверами и утилитами,

PowerDVD 5.0,

Sapphire RedLine Tweaker;

переходник S-video-to-RCA, переходник DVI-to-d-Sub.

Комплект идентичный набору Sapphire Radeon 9200 Atlantis, так что описывать его не стоит.

Теперь пожалуй можно перейти к внешнему виду видеокарты:

(кликните по картинке для увеличения)

Radeon 9550 фронтальный вид.

Про внешний вид Radeon 9550 можно сказать немного, прежде всего, то что бросается в глаза – это маленький кулер, который вряд ли способен сбить температуру при экстремальном разгоне. На фронтальном виде замечены нераспаянные элементы, думаю, что данная заготовка платы была предназначена для видеокарт серии Radeon 9600. Память установлена с двух сторон по четыре микросхемы:

(кликните по картинке для увеличения)

Radeon 9550 вид сзади.

А вот сзади плата просто изобилует различными элементами, очень похожими на элементы видеокарты Radeon 9600 Pro. Думаю существует возможность перепрошивки БИОСа от Radeon 9600 Pro, тем более, что рабочие частоты двух карт очень близки, что непременно скажется на оверклокерском потенциале, да и на производительности в штатном режиме.

Стандартный кулер.

Охлаждение видеокарты представлено фирменным кулером Sapphire, который прикреплён к карте с помощью двух внешних и двух внутренних винтов. В принципе данная система способствует охлаждению ядра при нагрузке, но на большее её вряд ли хватит.

Микросхема памяти Radeon 9550.

Как я уже говорил память видеокарты Sapphire Radeon 9550 представлена восемью микросхемами стандарта DDR от Samsung со временем доступа к памяти 4.0ns и частотой работы памяти 200 (400) MHz.

Итак теперь перейдём непосредственно к разгону видеоплаты. Сначала я решил просмотреть температурный режим, что бы примерно оценить потенциал карты на базовом охлаждении. Я запускал многие программы для измерения температуры видеокарты, но не один из них не показывал реальную температуру ни ядра, ни памяти, ни платы

в целом. Когда я обнаружил, что датчика температуры на Radeon 9550 нет, то пришёл в некоторое недоумение, но на ощупь чип прогревался на 32 градуса, а память на 45. К слову сказать в 2D режиме температура по плате около 25 градусов. После установки дополнительного охлаждения (два корпусных кулера 80x80) и супер-мега-пупер кулера размером 4000x4000 температура упала до 15 градусов при максимальной нагрузке с базовыми частотами. Встаёт вопрос – зачем тратиться на фрионовое охлаждение и разорять холодильники если можно воспользоваться бытовым вентилятором? Ответ перед Вами:

Мега-охлаждение.

Воодушевлённый температурным режимом, я начал надеяться на хороший разгон по ядру, но вот на память надежд было мало, т.к. практика показывает, что любая память на Radeon 9550 гонится очень слабо максимум на 25-30. Разгон по чипу я проводил постепенно, сначала поднял до 390 MHz никаких артефактов не наблюдалось, температура дошла до 20 градусов (три прогона через 3DMark), неплохой результат, не так ли?

Воспользовавшись кучей программ для разгона видеокарт, лучше всего себя проявила прога ATI Tray Tools 1.0.5.880 RC, которая с помощью подбора максимальных частот ядра, довела его аж до 490 MHz. с возможностью дальнейшего разгона, но я не решился на большее, т.к. лишаться видеокарты за 60$ из-за 5-10 MHz, по меньшей мере неразумно. И в тоже время хотелось бы попробовать разгон памяти, который был бы совместим с высокой частотой ядра RV350. Максимальный разгон памяти, при котором сохранялась стабильность видеосистемы составил всего лишь 20 MHz, причём грелась она просто ужасно….

После разгона и проверки на стабильность карта прогрелась (на ощупь) до температуры 35 градусов по ядру и 40 по памяти, что вполне приемлемо. Итого рабочие частоты Radeon 9550 составили 490/220 MHz.

Результат в Everest Radeon 9550.

Вы спросите меня почему я не прошил БИОС, ведь Radeon 9550 – это старший брат Radeon 9600? Ответ прост, у меня сломался дисковод, а рисковать и прошивать карту вслепую я не стал, так что УВЫ, но ОТНЮДЬ - результат разгона поражает 96% по ядру, ну и 10% по памяти.

В 3DMark 2001 SE, удалось выжать 12032 “попугая” что достаточно неплохо ( для данного процессора), после небольшого похода к таймингам и исправления опять таки завышенных значений, удалось набрать в 3DMark 2001 Se – 12435 “попугая”.

3DMark 2003 отреагировал на изменение таймингов не так значительно (прирост составил всего 48 “попугаев”), и в итоге сумма составила 3354 “попугая”. Результат неплохой если учесть показатели молодого поколения Radeon 9xxx.

В принципе результатами разгона я доволен, но разгон по памяти просто убивает на месте. Посмотрим результат в играх.

3. Конфигурация тестового стенда, операционная система, драйверы, бенчмарки и игры

•Материнская плата: S478 Gigabyte 8I848P-G, i848P, 3DDR400, AGP8X;

•Процессор: Pentium 4 2.4 GHz "A", 1.40 V, Prescott, FSB 533, 90nm, 1Mb cache.

•Система охлаждения процессора: базовый кулер от INTEL, 2000-2800 RPM;

•Оперативная память: 2 х 512 Mb PC3200 Samsung (Original), (2.5, 2, 2, 6.5).

•Дисковая подсистема: 80 G Seagate Barracuda 7200.9 ST3802110A, IDE, ATA100, 7200rpm;

•Корпус: V-Tech V66 LCD <Miditower 350W Apollo P4> USB, audio;

•Монитор: 17" LCD Samsung SyncMaster 740N (LS17HAAKS)(1280 x 1024, 600:1, 300 cd/m2, 8ms, 160°/160°).

При тестировании частота процессора и памяти не были изменены.

Тестирование видеокарт проводилось в операционной системе Windows XP Professional Edition Service Pack 2. Использовался DirectX 9.0c (дата релиза Февраль 2006), а также драйвера Catalyst 6.3. В драйверах были отключены функции оптимизации анизотропной фильтрации и сглаживания, Catalyst A.I. также деактивирован.

Тестирование производительности видеокарт было проведено в двух разрешениях: 800x600 и 1024х768. Активация анизотропной фильтрации и полноэкранного сглаживания производилась непосредственно в настройках игр.

Для проведения тестирования видеокарт был использован следующий набор синтетических, полусинтетических бенчмарков и игр:

•3DMark 2001 SE – build 3.3.0, default settings;

•3DMark 2003 – build 3.6.0, default settings;

•Half-life 2 (Direct3D) – для тестирования был использован требовательный участок уровня с открытой местностью и установлены максимальные настройки графики в самой игре;

•Far Cry (Direct3D) - версия игры 1.4, настройки качества «Очень высоко», использован открытый участок местности;

•DOOM3 (Direct3D) – версия игры 1.01, максимальные настройки графики, в качестве теста был использован первый уровень игры.

•Need for Speed Most Wanted (Direct3D) – версия игры 1.3, максимальные настройки графики, 800x600, в качестве теста был использован режим «свободной езды»;

•F.E.A.R. (Direct3D) – версия игры 1.04, все настройки графики во время тестирования выставлены на "Maximum", Soft Shadows = Off;

•The Elder Scrolls IV: Oblivion (Direct3D) – версия игры 1.0228, максимальное качество, bloom effects, distant rendering Off, HDR Off, для теста был использован участок леса и побережье около “Imperial City”.

•GTA San Andreas (Direct3D) – версия игры 1.01, максимальное качество, разрешение 1280x960x16, использован участок “Groove Street”.

В сегодняшнем тестировании будут присутствовать только видеокарты ATI, т.к. нам необходимо не сравнивать производительность карт ATI и NVIDIA, а выяснить, способны ли карты позапрошлого поколения адекватно реагировать на существующие современные игры.

Для отображения результатов было использовано среднее значение FPS. На диаграммах использовалось два цвета:

Сине-фиолетовый – номинальный режим работы.

Красно-оранжевый – режим работы при разгоне.

4. Тестирование Radeon 9200 и Radeon 9550.

В начале предлагаю посмотреть на результаты видеокарт в синтетических тестах – 3DMark 2001 Se и 3DMark 2003.

Результат в 3DMark 2001 SE

Видно, что в 3DMark 2001 SE Radeon 9200 проигрывает не очень много своему конкуренту, а при разгоне так и вообще отрыв небольшой. Данный факт необычен, ведь на Radeon 9550 больше памяти и тех. процесс 0.13 и транзисторов в два раза больше, вобщем странный результат.

Результаты в 3DMark03

А вот в 3DMark 2003 преимущество Radeon 9550 становится просто неприличным, т.к. старичок Radeon 9200 отстаёт вдвое и больше. Видимо качественную графику Radeon 9550 перерабатывает быстрее.

В Half-Life 2 расклад практически равный, обе карты показывают вполне игровое значение FPS даже в номинальных частотах. Прирост при разгоне фантастический. Видимо связка Intel & Radeon приносит свои плоды.

В Far Cry преимущество Radeon 9550 очевидно, и при разгоне оно только увеличивается. Radeon 9200 держтся молодцом и при разгоне играть можно.

В DOOM3 ситуация схожая с Far Cry, Radeon 9550 чувствует себя более, чем комфортно, а вот Radeon 9200 уже не в состоянии держать планку игрового FPS.

Ещё один представитель современной игровой индустрии – Need for Speed Most Wanted, которого стойко выдержали обе видеокарты, но только на разрешении 800x600, при повышении которого FPS падал до неигрового.

В игре FEAR Radeon 9200 меня порадовал показателем игрового FPS, а прирост после разгона Radeon 9550 просто феноменален – 17 FPS.

Одна из хитовых новинок в мире RPG The Elder Scrolls IV – Oblivion, оказалась очень требовательной игрой и главное требование – это Pixel Shaders – 2.0, т.к. на Radeon 9200 версия допотопная, пришлось отключить шейдеры версии 2.0, после чего сложилась картина удивительная – карта 2002 года показывает игровое значение FPS. По 9550, можно отметить стойкость FPS, нижняя граница не опускалась ниже 22 FPS.

Ну, в GTA San Andreas результат, которого все ждали, от разгона мало, что зависит, да и результат хороший, так что без комментариев.

Заключение

В заключении сегодняшнего тестирования, хочется отметить, что и Radeon 9200 и Radeon 9550 пока ещё могут воспроизводить современные игры, но начало забвения карт без поддержки Pixel Shaders 2.0 было положено давно, но вот теперь с выходом TES IV – Oblivion, наступает конец революционной некогда эры Radeon 9xxx, что невероятно расстраивает, но и радует, тем что появляются новые лидеры в классе Low-End – это и X700 PRO и X1300 и другие.

В целом же карта Radeon 9550 может продержаться максимум ещё полгода, а дальше наступят для неё тяжёлые времена, которые сейчас испытывает Radeon 9200.

P.S. Прошу прощения за низкое качество снимков и отсутствие фотографий ядер двух видеокарт. У меня кончилось место на странице. Так же спасибо тем людям, которые мне помогали и поддерживали. И отдельное спасибо авторам проекта, ну и компании Sapphire за качественные, но дорогие продукты.

Источник: people.overclockers.ru

Категория: Выбор и покупка

Похожие статьи: