Как выбрать студийные мониторы для домашней студии?

Понятие студийного монитора

Студийные мониторы – это, по сути, те же акустические системы, состоящие из коробки и встроенных динамиков низких и высоких частот, обычно двухполосные, иногда трехполосные и более. Разница между ними становится заметной при прослушивании аудиоматериала на той и на другой аппаратуре.

Студийный монитор – это акустическая система, предназначенная для контроля звучания на аудиостудиях и вообще везде, где необходимо отслеживать качество звука. Он называется монитором, так как дает возможность в самом деле отслеживать звучание, не улучшая и не сглаживая его. Его основная функция – правильно передать звуковой баланс, не искажая и не окрашивая звук.

При верном местонахождении мониторов создается эффект, будто музыка звучит не из них, а словно создается в пространстве между ними. Именно этой удивительной особенностью звучания обусловлена и дороговизна настоящих студийных мониторов.

Классификация студийных мониторов

Мониторы делятся на пассивные и активные.

В активных мониторах есть встроенные усилители, кроссоверы и вся схемотехника, необходимая для функционирования. Иногда они оснащены двумя разными усилителями для динамиков низких и высоких частот. Также у них обычно имеются разнообразные входы и разъемы, в том числе оптический или коаксиальный цифровые входы.

У пассивных мониторов нет усилителей, а вход исключительно аналоговый (линейный или акустический), изредка – разъем.

Достоинства активного монитора:

  • наличие множества проводов (минимум два);
  • сложный ремонт;
  • отсутствие у звукорежиссера возможности управлять громкостью на рабочем месте.

Достоинства пассивного монитора:

  • легко инсталлируется;
  • имеет только один провод (сигнальный);
  • отсутствие лишней «начинки»;
  • легкость ремонта и диагностики;
  • более тщательно продумано акустическое пространство;
  • звукорежиссер имеет возможность аппаратно управлять громкостью монитора на рабочем месте.

Недостатки пассивного монитора:

  • необходим отдельный усилительный тракт;
  • наличие только аналоговых входов (акустического или линейного);
  • неподвижность установки.

Многие специалисты звукозаписи рекомендуют пользоваться исключительно пассивными мониторами и выступают против любого комбинирования функций, которые может осуществлять устройство. В целом они правы: качество записи повышается, когда каждое устройство выполняет свои функции. Хотя, с другой стороны, качество новых комбинированных устройств значительно повысилось и дает возможность даже дома обеспечить студийное качество записи за приемлемую сумму.

Три вида мониторов

Как правило, профессиональные студии имеют не одну, а три мониторные линии: дальнего, среднего и ближнего поля. От расположения монитора зависит его назначение.

Монитор ближнего поля (или полочный) представляет собой наиболее часто встречающуюся разновидность. Чаще всего их помещают на стойках или на столе звукорежиссера. Они сводят треки и монтируют рабочую фонограмму, так как прилично передают звучание средних и верхних частот.

Монитор среднего поля создают акустические эффекты, которые плохо слышно вблизи, а также позволяют прослушивать низкие частоты, которые почти отсутствуют у ближних мониторов. Отдельные мониторы можно использовать и для переноса фонограмм на носитель.

Монитор дальнего поля позволяет прослушивать сведенную композицию и весь альбом целиком, на любой громкости и любых частотах. Такие мониторы применяют, как правило, на больших студиях и при переносе записей на носитель для последующего размножения.

В условиях домашней студии чаще всего применяют комбинацию из ближнего монитора и низкочастотного динамика. Студийные мониторы требуют для установки специальных демпфирующих стоек, которые предотвращают ненужные отзвуки и колебания в процессе прослушивания записи.

Как выбрать студийный монитор

Отберите музыкальные композиции, композиция которых досконально вам известна. Лучше, если они будут того же стиля и жанра, в которых вы будете работать. Они также должны быть максимально возможного качества. Перенесите эти записи на CD-диск и возьмите его с собой, когда отправитесь в магазин за монитором. Возьмите также пару дисков для тестирования, которые позволят обнаружить особенности звучания, которые не слышны обычному уху.

Накануне похода в магазин еще раз прослушайте отобранный материал на оптимальной громкости. Диски-тестеры слушать не нужно! Определитесь, дальний или ближний монитор вам нужен, где вы будете его устанавливать. Измерьте и запишите расстояние между местом установки монитора и вашим рабочим местом. Запомните: лучше всего располагать ближние мониторы в форме равнобедренного треугольника. Если этого не позволяет сделать недостаток площади, не расстраивайтесь.

Важнее всего, чтобы динамик монитора был направлен в сторону ваших ушей. Для этого могут понадобиться специальные антиколебательные устройства. Если монитор устанавливается в непосредственной близости от стены, то на передней панели должен быть фазоинверторный. Если расстояние от стены будет около 30–40 см, этот порт может находиться и в задней части монитора.

В магазине выбирайте монитор, изучая его характеристики, дизайн, функции; не беспокойтесь особо по поводу выходной мощности: скорее всего, вам не потребуется максимальная громкость, может быть, уже при 30–50 Вт будут слышны те звуковые оттенки, которые с трудом можно услышать на домашней акустике. Наилучшая мощность для ближних мониторов должна составлять 100 Вт.

Чем крупнее низкочастотный динамик, тем слышнее низкие звуки. Не забывайте, что ближний монитор должен выдавать весь спектр низких частот, для чего потребуется отдельный низкочастотный динамик. Если работа на мониторах в течение суток будет продолжительной, очень желательно наличие ленточного твиттера.

От тяжести монитора зависит его устойчивость и плотность звука. Большой вес также свидетельствует об использовании при производстве высококачественных натуральных материалов. Чем больше разных регулировок имеет задняя панель, тем вероятнее подстроить монитор под особенности конкретного, даже неприспособленного, помещения.

Если, слушая музыку на мониторах в магазине, вы почувствуете новые оттенки, возможно, это ваша будущая покупка. Если ничего интересного не услышали, вероятно, вы нуждаетесь в более чувствительном мониторе.

Далее протестируйте мониторы при помощи тестовых дисков. Не забывайте, что частотные пороги наших ушей – 4–16 Гц (низкие частоты) и 16–20 кГц (высокие частоты). Зачастую при низкой частоте видны движения диффузора динамика, но звук ухом уже не улавливается. Это доказательство того, что монитор действительно работает на той частоте, которая недоступна уху.

Если с монитором предстоит работать лично вам, то и выбирайте его лично. Если отсутствует возможность посмотреть их в салоне, возможен выбор исходя из функций и характеристик. Не бойтесь приобрести брак: производство мониторов тщательно контролируется.

Настройка студийных мониторов

  1. Монитор необходимо подстроить под помещение, где он будет стоять. При включенной оптимальной минимальной громкости монитора с помощью диска-тестера найдите резонансную паразитную частоту вашего помещения. Внимание: при большой громкости и слишком низкой частоте можно испортить монитор! Найдя такой резонанс, убавьте эту частоту при помощи регулятора частот. Если же его нет, используйте программный выходной эквалайзер аудиоредактора.
  2. Настройте оптимальную громкость. Включите аудиоредактор и задайте комфортную громкость. Пусть вас не пугает то, что вы услышите новые нюансы звучания: так работает новый монитор.
  3. Если звук монитора вам все же не по душе, произведите его подстройку под свой вкус. Запустите тестовый трек, затем в разумных пределах добавьте низких и верхних частот, пока звучание вас не устроит.
  4. Когда звук удовлетворит вас, включите на небольшой громкости свой аудиоматериал. Пусть музыка играет фоном. У вас должна сформироваться привычка к звуку мониторов – звуку настоящей профессионально сделанной музыки.

Как работать со студийными мониторами

Не включайте сразу большую громкость. Малая может дать вам то, что было целью вашей покупки. Поверните динамики в свою сторону и наклоните так, чтобы низкочастотный динамик был устремлен к вам. Точное расположение монитора – гарантия общей целостности звучания.

Не включайте мониторы дольше чем на 1–2 ч, так как это перенапрягает ваши уши. До работы с монитором послушайте несколько тест-треков. Пусть прослушивание их станет вашим правилом перед началом работы над собственным проектом, ведь именно к такому звучанию вы и хотите прийти в итоге.

Низкие частоты не всегда правильно звучат на мониторах. Не поленитесь проверить полученный результат на обычной бытовой акустике или в наушниках.

Не трогайте рабочие поверхности динамиков пальцами, так как пыль и жир нарушают их работу. Динамики вообще нужно охранять от любых загрязнений и попадания влаги. Для этого желательно использование защитных решеток либо периодическая чистка с помощью кисточки из беличьего волоса.

К заднему радиатору должен свободно поступать воздух, это необходимо для охлаждения монитора.

Аккуратно обращайтесь с монитором, не ставьте на его поверхность посторонние предметы и не облокачивайтесь на него. Не допускайте резкой подачи электричества на монитор: так можно испортить динамик. Сначала необходимо включить монитор, а затем уже дать звук. Выключайте в обратном порядке: сначала звук, затем сам монитор.

Сравнение студийных мониторов

Также предлагаю вашему вниманию видео в котором производится сравнение студийных мониторов.

Источник: soundforlife.ru

Категория: Выбор и покупка

Похожие статьи: